Главная Новости Галерея Статьи и фотоотчеты Фотоконкурс ПУТЕФОТ Книги Правила
Вход в клуб
Статьи по странам: Перечень стран, о которых написаны статьи или фотоотчеты. В скобках цифра — всего статей по данной стране. Некоторые статьи могут рассказывать о путешествии сразу в несколько стран
Карточка статьи
  • Автор статьи: KonstRuctor
  • Название статьи: В Тихвин на автомобиле из Питера
  • Дата добавления статьи: 18 октября 2013 года
  • Страна: Флаг страны РоссияРоссия
  • Статья опубликована: Статья специально подготовлена для публикации на сайте клуба Фотопутешественников Fototraveller
  • Copyright: © Константин Биржаков, 2013
  • Комментарии членов клуба: [10]

В Тихвин на автомобиле из Питера

Константин Биржаков, август 2013 г.

Всем известны магазины «шаговой доступности» – вышел из дома, купил продукты, вернулся. С путешествиями по Ленинградской области дело обстоит примерно таким же образом: есть несколько крупных городов, каждый из которых можно посетить за один день, выехав из Питера рано утром и вернувшись вечером. Это, разумеется, Выборг, Ивангород, Приозерск, Старая Ладога, Лодейное Поле, Копорье и другие, не говоря уже о более близкой к Санкт-Петербургу Гатчине и всеми любимых парков в пригороде. Одной из жемчужин Ленинградской области по праву можно назвать город Тихвин, о путешествии в который сегодня и пойдет речь.

Скажу честно, поездку в Тихвин я планировал давно. Мечтал там побывать зимой – в ясную морозную погоду в Тихвине можно сделать очень классные зимние фотографии – не сложилось. Снег растаял, распустились листья – опять не вышло. Настало жаркое лето, и снова облом. Но если очень сильно чего-то хотеть, это обязательно сбудется! Мы сумели-таки выбраться в Тихвин в самый-самый последний день лета, 31 августа 2013 года.

Дорога в Тихвин из Санкт-Петербурга одна – сперва едем по Мурманскому шоссе (Е105, М18, Кола) до реки Волхов, переезжаем реку по мостику и сразу же смотрим поворот направо, есть крупные указатели, так что проехать мимо сложно. Далее шоссе называется А114 и ведет прямо в Тихвин. Летом-сенью 2013 года дорогу ремонтировали, что создавало лишь небольшой затор: был установлен светофор, и пропускали автомобили по одной полосе то в одном направлении, то в другом, в то время как вторую полосу покрывали асфальтом. Мы потеряли на этом максимум 20 минут, не более.

С заправочными станциями ситуация на участке от Мурманского шоссе до Тихвина не простая – есть всего три, первая из которых расположена в деревне Хвалово. Мы ей очень обрадовались, так как кроме самой бензоколонки там еще было и кафе, а уже пришло время перекуса. В кафе готовят очень вкусные сосиски в тесте – такие длинные-длинные колбаски постоянно крутятся на специальном гриле на глазах у оголодавших путешественников в очереди, так что отстояв эту небольшую очередь, разумеется, все тут же заказывают: Мне сосиску. Нет, две. Ты будешь? Ага, девушка, дайте три! Девушка в ярком переднике лихо управляется со всеми ингредиентами и выдает аппетитные хот-доги просто как хот-догный автомат :-) Вкусные! А все дело в специальной обсыпке, которой она посыпает сверху полученный бутерброд. Как мы выяснили, это сушеный жареный лук с какими-то специями. Ну как, вы бы тоже не отказались?

Приехав в Тихвин, мы быстро нашли местечко на парковке, она сразу за мостиком справа, и первым делом отправились в музей Н.А. Римского-Корсакова. Это старинная усадьба, которая расположена на берегу реки Тихвинки аккурат напротив Тихвинского монастыря, на улице, которая так и называется – улица Римского-Корсакова. Судя по старым фотографиям, раньше перед усадьбой росли пышные деревья, сегодня же никаких деревьев не осталось – берег реки Тихвинки стал опасно обрушиваться, сейчас строят крепкую набережную, так что вид на Тихвинку с моста пока не очень презентабельный. Может быть, вскоре и посадят молодые деревья, без них уж как-то голо выглядят фасады домов и сама усадьба. В связи ли с фактом укрепления набережной, или по каким-то другим соображениям, но перед самой усадьбой вместо дерева вырос здоровый фонарный столб, загораживая собой прекрасный вид на монастырь, к этому столбу мы еще вернемся, а сейчас – скорее внутрь.

Нас встретили приветливые работницы музея, продали билеты (за какие-то совершенно смешные деньги), а увидев наши черные фотокамеры тут же продали нам еще и разрешение на фотосъемку, которое стоило ровно в 10 раз дороже билетов, так что в сумме получилась нормальная средняя стоимость входного билета в музей, и таким образом все остались довольны.

Не знаю как вам, друзья, но мне нравятся хорошие провинциальные музеи. И музей Римского-Корсакова сегодня занимает почетное первое место в моем рейтинге областных музеев (разумеется тех музеев, в которых я был лично). Музейным работникам удалось воссоздать уютную атмосферу загородного особняка семьи великого композитора, в котором он родился и где прошли первые 12 лет его жизни.

Экскурсии как таковой нет; ты ходишь по комнатам самостоятельно, изучая экспонаты, при желании можно прочитать всю интересующую информацию на специальных листках, которые повешены на стены и на двери. Например, в одной из комнат находится рояль фирмы «Беккер», прослуживший Николаю Андреевичу тридцать лет – он переезжал с ним с квартиры на квартиру, а сегодня стоит здесь. Кстати, при входе не забудьте обернуть обувь специальными бахилами, они в достаточном количестве лежат в бахильном ящике. Бахилы похожи на домашние тапки с завязками.

Дом двухэтажный, и самое интересное расположено на втором этаже: кроме крутой-крутой деревянной лестницы нас поразила комната няни (темная комната огромных размеров с огромных же размеров кроватью и малюсеньким окном), но милее всего оказалась небольшая очень уютная детская комната, которая имеет выход на большой балкон. Именно с балкона и открывается прекрасный вид на Тихвинский монастырь, а также на замечательный новенький фонарный столб, который рабочие врыли очень точно прямо перед балконом. Я могу расценить это не иначе, как вредительство, так как ради мемориального музея великого русского композитора можно было бы подвинуть столбик на метр… Будем надеяться, что столб – временная мера.

Именно в этой комнатке с балконом нас нашла работница музея и позвала пить чай. О как, подумали мы, неожиданно. Чаем гостей потчуют на втором этаже, за полукруглым столиком у окна, из старинной красивой посуды. Чувствуя подвох, мы мялись с ноги на ногу, пытаясь объяснить женщине, что чай – это хорошо, и даже очень хорошо, только, наверное, это действо надо как-то заказывать заранее, не так ли? Да, конечно, успокаивала нас милая работница музея, у вас же давно все заказано, давно все оплачено, садитесь, гости дорогие, садитесь, сейчас самовар и бублики с маком принесу!

Далее ход моих мыслей был примерно такой: самовар мы не оплачивали точно, и бублики тоже, разве что разрешение на съемку оплатили, может быть самовар как-то связан с бубликами и фотокамерой, а у нас две фотокамеры, значит принесут два самовара… Тут пришла директор музея и быстро разрулила ситуацию. Разумеется, чай заказали другие гости, а работница все перепутала! Все весело посмеялись, после чего мы разговорились с директором музея: рассказали ей, что мы из Питера, что давно планировали путешествие, и так далее; а она оказалась столь любезна, что провела дополнительную экскурсию по второму этажу и рассказала много интересных фактов, да и вообще про жизнь в Тихвине.

Мы стояли на балконе, легкий августовский ветерок трепал белоснежный тюль, которым занавешен вход в детскую комнату, мы около получаса беседовали про жизнь на селе, продукты в магазинах, будущую набережную, вспоминали советское время и любовались прекрасным видом на монастырь со столбом на переднем плане. Это мимолетное происшествие с чаем и неожиданная экскурсия поселили в душе такой покой и равновесие, что впервые за долгие месяцы я ощутил – я отдыхаю, у меня нет проблем и нет забот, со мной рядом верный друг, вокруг прекрасная погода и интересные люди, которым что-то важно и что-то небезразлично в этой жизни. Друзья, будете в Тихвине – обязательно посетите музей Н.А. Римского-Корсакова!

Выйдя из музея, мы еще погуляли по садику около дома, а потом прошлись по набережной, где паслась местная корова. Корова немного нам попозировала, помахала хвостом и удалилась по своим коровьим делам, а мы пошли осматривать Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Все знают известную поговорку – со своим уставом в чужой монастырь не суйся, я же для нашего рассказа перефразирую ее так – в каждом монастыре свои правила. Я опасался, что здесь мне снова запретят фотографировать, что смотреть тут нечего… как же я ошибался! Как я был не прав! Мне прошлой зимой запретили снимать простой фонарь в ЦПКиО в Питере и чуть не забрали в кутузку, а вот в Тихвинском монастыре снимать можно везде! Без спроса, без разрешения! Разумеется, нужно быть культурным нормальным человеком и вести себя прилично, в церквах выключать вспышку, да и вообще внутри собора лучше воздержаться от фотосъемки.

В соборе Успения Пресвятой Богородицы есть Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери (именно благодаря ей в 1560 году и возник Тихвинский монастырь), к иконе выстроилась небольшая очередь. Собор внутри, да и снаружи очень красивый! Он производит огромное впечатление именно вживую, на фото он какой-то все-таки не настолько величественный. Прекрасная роспись, красивые иконы, собор очень уютный. В притворе люди набирают воду из источника.

Справа от собора стоит звонница, и мы тут же отправились к ней. Дверь с замком, объявление: хотите на колокольню, стучите в паломническую службу. Стучим, покупаем билеты, и мы наверху! Туда ведет очень прикольная лестница, настолько узкая, что я протиснулся с трудом. Наверху звонницы устрона экспозиция «келья монаха XIX века». Сверху шикарный вид на реку, на подворье монастрыря, а колокола совсем низко над головой. Я тут же снял широкую панораму. Как любит говорить мой братик, мы тут просто подвисли на целый час, и никто нас не торопил и не выгонял.

Монастырский дворик небольшой, очень уютный, много цветов, аккуратные дорожки, есть загон для гусей, скамейки для отдыха. На выходе есть ларек, в котором продают мягкий хлеб местного производства... сосиску мы ели давно, пора бы и пообедать.

Как найти кафе в незнакомом городе? Правильно, найти площадь Ленина или улицу Карла Маркса, там оно и будет! Логика железная, мы прошлись по парку и вышли к центру города. Нет кафе. Пошли по улице Карла Маркса – нет кафе. Идем все дальше и дальше – нет кафе. Пицерия. Безрезультатное ожидание официанта 15 минут, – и мы снова на улице Карла Маркса, голодные. Видим маааленькую вывеску «24 часа», идем туда! Вкусная еда, низкие цены, красивый интерьер – прекрасное заведение, как мы раньше его не заметили...

Прогулка по парку, несколько снимков, и путь домой. На обратном пути мы сделали небольшой крюк – заехали в деревню Чернавино, чтобы сфотографировать закат над Староладожской крепостью, и на скошенном поле сделали несколько фото с круглыми рулонами с сеном. Разумеется, в Тихвине еще много что можно посмотреть, например Антониево-Дымский монастырь, женский Введенский монастырь, да и сам город мы осмотрели далеко не весь. Ну что же, это прекрасный повод вернуться сюда еще, и не раз.

Все фотографии в статье сделаны автором.